Мнемотехника
в развитии связной речи у дошкольников
В
своей памяти каждый из нас художник:
каждый
творит.
Практика
и поиск новых путей повышения
результативности речевой работы,
позволяют определить в качестве средства
оптимизации процесса речевого развития
– метод наглядного моделирования.
На
занятиях в детском саду в основном
задействован только один вид памяти –
вербальный. Опорные схемы – это попытка
задействовать для решения познавательных
задач зрительную, двигательную,
ассоциативную память.
Метод
наглядного моделирования дает возможность
ребенку зрительно представить абстрактные
понятия (звук, слово, текст, предложение,
персонаж) научиться практическим
действиям с ними.
Проблемы
речи детей дошкольного возраста:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- трудность в построении монолога;
- неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
- плохая дикция.
В
ходе использования приема наглядного
моделирования дети знакомятся с
графическим способом предоставления
информации - моделью. В качестве условных
заместителей могут выступать разнообразные
символы:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- силуэтные и предметные картинки.
Мнемотехника
- в переводе с греческого - «искусство
запоминания». Это система методов и
приемов, обеспечивающих успешное
запоминание, сохранение и воспроизведение
информации, знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире,
эффективное запоминание структуры
рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть
мнемосхем заключается в придумывании
на каждое слово или маленькое словосочетание
картинки (изображения); таким образом,
весь текст зарисовывается схематично.
Схемы
служат своеобразным зрительным планом
для создания монологов, помогают детям
понимать:
-
строение рассказа;
-
последовательность рассказа;
-
наполняемость рассказа.
Разновидностью
мнемотехники является
коллаж (это
лист картона на котором изображены
буквы, цифры, геометрические фигуры,
различные картинки которые связаны
между собой одной целью). Цель
коллажа – расширение словарного запаса
детей, их образного восприятия, развитие
устной речи, умения связно говорить,
рассказывать
Этапы
работы по использованию мнемотаблиц
1
этап: Рассматривание и разбор того, что
на таблице изображено.
2
этап: Перекодирование информации, т.е.
преобразование увиденное из абстрактных
символов в образы.
3
этап: После перекодирования осуществляется
пересказ сказки или рассказ по заданной
теме.
Последовательность
работы с мнемотаблицами:
1.
Введение элементов символов (формы,
величины, действия).
2.
Использование опорных схем на всех
видах занятий, различных видов деятельности
(для выработки у ребёнка привыкания,
понимания, что символ универсален).
3.
Введение отрицаний.
4.
Сочетание символов, чтение цепочки их.
5.
Самостоятельный поиск детьми изображений,
символизирующих какое-либо качество (
активный поиск изображений, умение
аргументировать свой выбор).
6.
Творческое создание детьми опорных
схем.
Результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание и интерес пересказывать тексты, придумывать интересные истории, заучивать стихи, потешки;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
К
. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Приблизительные схемы мнемотехники:
Ми ходили по гриби
Платон Воронько
Ми ходили по гриби,
Зайчика злякались.
Заховались за дуби,
Розгубили всі гриби.
Потім засміялись –
Зайчика злякались!
Їжачок-хитрячок
Платон Воронько
Із голок та шпичок
Пошив собі піджачок.
І у тому піджачку
Він гуляє по садку.
Натикає на голки:
Груші, яблука, сливки.
І до себе на обід
Він скликає цілий рід.
Мама на кухне...
Мама на кухне стирала бельё,
А котик сидел и смотрел на неё.
Мама устала, пошла отдыхать.
А котик взял мыло и начал стирать.
Пирог
П.Воронько
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий