Давайте знайомитись!

Мнемотехніка

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников

В своей памяти каждый из нас художник:
каждый творит.
Патришия Хампл

Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Метод наглядного моделирования дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж) научиться практическим действиям с ними.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:
  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • трудность в построении монолога;
  • неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
  • плохая дикция.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей могут выступать разнообразные символы:
  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • силуэтные и предметные картинки.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в придумывании на каждое слово или маленькое словосочетание картинки (изображения); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям понимать:
- строение рассказа;
- последовательность рассказа;
- наполняемость рассказа.

Разновидностью мнемотехники является коллаж (это лист картона на котором изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки которые связаны между собой одной целью). Цель коллажа – расширение словарного запаса детей, их образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать

Этапы работы по использованию мнемотаблиц
1 этап: Рассматривание и разбор того, что на таблице изображено.
2 этап: Перекодирование информации, т.е. преобразование увиденное из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Введение отрицаний.
4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество ( активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор).
6. Творческое создание детьми опорных схем.
Результаты:
  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание и интерес пересказывать тексты, придумывать интересные истории, заучивать стихи, потешки;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Приблизительные схемы мнемотехники:

Ми ходили по гриби

Платон Воронько
Ми ходили по гриби,


Зайчика злякались.

Заховались за дуби,

Розгубили всі гриби.

Потім засміялись –


Зайчика злякались!



Їжачок-хитрячок
Платон Воронько
Їжачок-хитрячок
Із голок та шпичок
Пошив собі піджачок.

І у тому піджачку
Він гуляє по садку.

Натикає на голки:
Груші, яблука, сливки.


І до себе на обід
Він скликає цілий рід.

              Мама на кухне...

Мама на кухне стирала бельё,

А котик сидел и смотрел на неё.
Мама устала, пошла отдыхать.
А котик взял мыло и начал стирать.

Пирог
П.Воронько 
Падал снег на порог,


Кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.




Комментариев нет:

Отправить комментарий